Ростов 161 - Городской портал Дона

Ренат Давлетьяров на Тавриде: «Я бы не обольщался и не тосковал по цензуре»

Образовательная программа второго дня Смены молодых деятелей анимации и киноиндустрии имени О.П. Табакова на Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Таврида» продолжилась тренд-сессией с участием продюсера, кинорежиссёра и сценариста, президента Гильдии продюсеров России Рената Давлетьярова, исполнительного директора Фонда кино Антона Малышева, актёра театра и кино, продюсера Алексея Гуськова, исполнительного директора Ассоциации анимационного кино Ирины Мастусовой и директора Молодёжного центра Союза кинематографистов РФ Дмитрия Якунина. Эксперты и молодые деятели культуры и искусства обсудили вопросы развития кинобизнеса в России. С подачи модератора сессии в первую очередь эксперты попытались определить, что же такое кино: творчество или бизнес. «Никогда не было отделимо творчество от производства, бизнеса. Если твой фильм никто не смотрит, на этом твоя деятельность как продюсера заканчивается. Поэтому кино – это и то и другое», – заявил Ренат Давлетьяров. Ирина Мастусова, акцентируя внимание на истории российской анимации, которой на данный момент уже более 100 лет, отметила, что всё это время она развивалась как творчество. Неожиданно в диалог вступил президент Гильдии продюсеров России, который добавил: «Потом пришел Дисней, и творчество переместилось в маргинальную зону киноклубов». «Лучшим мультфильмом всех времен и народов сегодня признан мультфильм Юрия Норштейна «Сказка сказок», что говорит о высочайшем качестве российской авторской анимации. Наша задача – удержать это качество, работая на коммерческой основе. Ещё 10 лет назад российской анимационной индустрии не существовало. С появлением «Смешариков» можно говорить о зарождении индустриального кино в России, однако говорить об индустрии в целом до сих пор преждевременно», – продолжила исполнительный директор Ассоциации анимационного кино. Антон Малышев в обсуждаемом вопросе был весьма категоричен, отмечая, что российское кино на сегодня чистым бизнесом не является, так как из всех картин, которые производятся в России, окупается не более 10 процентов: «С такими рисками бизнес не выживает. Мы медленно движемся к тому, что всё больше картин находит отклик у зрителя. В первом полугодии этого года впервые за всю историю российского кино доля отечественных фильмов на рынке составила 40 процентов. Сборы только за 6 месяцев насчитывают больше 10 млрд рублей. В прошлом году этот показатель был на уровне 13 млрд. При этом даже с такими показателями российское кино чистым бизнесом не является. Мы хотим достойно быть представленными как на собственном кинорынке, так и на мировом. Мы делаем для этого уверенные шаги.  Анимация в этом плане является локомотивом». О судьбе российского кинематографа говорил Алексей Гуськов. Он поддержал протекционистские меры государства в отношении производства отечественных фильмов и посчитал, что они должны продолжаться и дальше:   «Я приветствовал, когда зарождался Фонд кино. Сегодня российский зритель начинает голосовать рублем за наш кинематограф. Мы же должны давать качественный продукт. Такие же меры нужны и прокату. Возможно, успехи прошлого и этого года как-то повлияют на правительство. Отрасль, не накачанная деньгами, буксует. 6 млрд в бюджете, выделяемые ежегодно на всю киноиндустрию, это капля в море. Вот и получается, что всё соответствует заданной сегодня теме «Денег нет, но вы снимайте!» Ну мы и снимаем». В продолжение разговора Ирина Мастусова отметила, что костяком анимационной индустрии в настоящее время выступает сериальная анимация. Большую поддержку оказывают те инфраструктурные изменения, которые сейчас происходят в стране. В апреле был принят закон о налоговых льготах для анимационных студий. Это, по заверениям спикера, позволяет высвобождать ресурсы, которые можно направить в отрасль. 24 июля был зарегистрирован первый российский технопарк «Дом российской анимации». Эту модель возможно после тщательной проработки тиражировать в регионы, тем более всё больше появляется регионов, где работают представители анимационной индустрии. О поддержке молодых режиссёров посредством питчинга говорил Дмитрий Якунин. Он рассказал участникам, что так они могут получить техническую поддержку как при съёмках своих короткометражных, документальных фильмов, так и в постпродакшене, принять участие в грантовом конкурсе. Подобные питчинги проводятся в течение 5 лет в более чем 15 регионах России. Лауреатами становились такие фильмы, как «Ну, здравствуй, Оксана Соколова» режиссёра Кирилла Васильева, «Рок» Карена Шахназарова, короткометражное картины, которые позже участвовали в «Кинотавре». По словам директора Молодёжного центра Союза кинематографистов РФ, с сентября этого года призовой фонд питчинга составит 10 млн рублей. Сегодня объявляется приём заявок на первый питчинг, который состоится в Санкт-Петербурге в середине сентября. Студент ВГИК Алексей Хазов задал вопрос про развитие короткометражного кино, а точнее про поддержку инициатив молодых режиссёров, которые создают много хороших фильмов, но их почти никто не видит. «Может ли государство организовать какой-нибудь портал, оказывающий поддержку авторам фильмов?», – обратился участник к спикерам. «Первая проблема продвижения короткого метра в том, что не заключены договоры с режиссёром, композитором, сценаристом. Второе: вы сняли фильм и показываете его на фестивалях. Общайтесь с единомышленниками, сделайте тематический альманах, придите во ВГИК «Дебют», Молодёжный центр, Utopia Pictures – любому дистрибьютору, который прокатывает короткометражное кино. Не забывайте про соцсети, создайте сообщество, посвящённое вашему фильму, вашему альманаху. Если вы придёте к дистрибьютору и скажете, что у вас 10 000 подписчиков на аккаунт, посвящённый вашему проекту, то это будет дополнительным стимулом. Третье: появляются интернет-каналы, которые заинтересованы в коротком метре, например, канал START. Проходит фестиваль уличного кино в 150 городах, более тысячи площадок – практически вся Россия смотрит новый российский короткий метр», – ответил Дмитрий Якунин. Со ссылкой на провальные фильмы в российском прокате вопрос о цензуре задал участник из Тулы Руслан Олейник. «Очень странно слышать от молодого человека такую ностальгию по цензуре. Вы просто не жили в Советском Союзе и не знаете, что это такое. Это искалеченные судьбы людей, художников, картины, положенные на полку. Чтобы вы избавились от иллюзии, что 100% советского кино было востребовано и прекрасно, это неправда. Потому что в телефонде, по которому все судят, крутятся примерно 400-500 картин из 50-70 тысяч снятых. Вы, наверное, в силу возраста, не застали героические мелодрамы о перевыполнении плана на пшеничных полях, о приключениях жёлтых касок и заседаниях парткомов – этого фуфла выпускалось 90%. Мы с вами судим по лучшим образцам советского кино за 50-70-летнюю историю. Это действительно прекрасные фильмы. Но дайте нам 50-70 лет, и вы тоже будете судить по 100-200 картинам об эпохе. Поэтому я бы не обольщался и не тосковал по цензуре», – ответил Ренат Давлетьяров.  В этом году форум проходит в 6 смен, в которых примут участие более 3 000 молодых архитекторов, кинематографистов, поэтов, актёров, режиссёров, музыкантов, волонтёров и менеджеров в сфере культуры и искусства из всех регионов России. Главное событие для творческой молодёжи завершится 31 августа. Спортивную программу на форуме представляет команда тренеров федеральной сети фитнес-клубов «Территория Фитнеса». Организаторами Всероссийского молодёжного образовательного форума «Таврида» 2018 года является Роскультцентр при поддержке Росмолодёжи.