Ложь Путина и Мишустина о высоких зарплатах на предприятиях
Самые острые проблемы: версия Аркадия Гершмана.
Работники не согласны на предлагаемые на многих предприятиях зарплаты.
Нехватка высококвалифицированных кадров на производствах Ростовской области — одна из проблем донского бизнеса, которые сохраняются минимум последние десять лет. Об этом на форуме малых производителей Дона заявил председатель ростовского отделения общественной организации «Опора России» Аркадий Гершман.
Он отметил, что сегодня нужны специалисты, «знающие иностранный язык, программирование и тот самый искусственный интеллект». При этом малые предприятия проигрывают крупным компаниям по части мотивации для сотрудников — они не могут платить им на том же уровне.
«Справедливость у каждого своя»
— Пошла гонка зарплат, которая приводит к жесточайшим проблемам. Сейчас борются не за качество специалиста, а кто больше даст ему зарплату. Причем не имеет значения — это специалист VIP-уровня или уборщица, охранник или серьезный инженер. Когда говорят, что зарплата 50–60 тысяч, отвечают: «Какие 60 тысяч? Хотя бы 70–80». И это в городе Шахты. Говорили с москвичами: у официанта больше 100 тысяч зарплата, — сказал Гершман на форуме аналитического центра «Эксперт Юг».
По его словам, в этом отношении может помочь только изменение налогового законодательства. Председатель донского отделения «Опоры России», поддерживающей малое и среднее предпринимательство, сослался на недавние слушания в Госдуме, где более четырех часов обсуждали налоговое трансформирование. Лейтмотивом слушаний было понятие «справедливость»: в части начисленных налогов, их распределения по регионам.
— Ты можешь справедливо заработать справедливые деньги, но потратить их лучше не на машину, а на инвестиции в свой бизнес. А если ты все-таки потратил на машину, отдай с ее стоимости справедливые налоги. И вроде бы всё справедливо, но разные понятия справедливости. Допустим, в Ростове зарплата, не знаю, 100 тысяч — это ничего (вероятно, «ничего» в данном контексте означало «нормально». — Прим. ред.). А, к примеру, в поселке где-нибудь за Доном 100 тысяч — это очень большая зарплата.
В 2011 году Аркадий Гершман стал председателем Ассоциации предпринимателей Ростовской области. АПРО включает в себя представителей бизнеса из ряда городов: Гуково, Донецка, Зверево, Красного Сулина, Новошахтинска, Новочеркасска, Шахт, Таганрога и Ростова-на-Дону. Член совета по предпринимательству при губернаторе. Меценат: оказывает постоянную поддержку Шахтинской и Миллеровской епархии, подопечным центра социального обслуживания, совету ветеранов города Шахты.
Деньги, а точнее, их недостаток — вторая проблема донских предпринимателей, по словам Гершмана.
— Ни о какой эффективности производства нельзя говорить, если у бизнеса не будет возможности проводить модернизацию парка оборудования регулярно. Для этого необходимы дешевые и доступные кредитные ресурсы. При сегодняшней ставке ЦБ в 16% получение кредита и модернизация нереальна. И 7 июня на следующем заседании Центробанка мы можем не удивляться, если ставка поднимется — по крайней мере, обсуждается повышение на один пункт.
«Мер поддержки недостаточно»
В Ростовской области более 180 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, где заняты около 400 тысяч сотрудников. «Много это или мало — другой вопрос», — сказал Гершман, не дав свою более развернутую оценку ситуации.
Еще один проблемный вопрос для МСП — недостаток производственных площадей. Аркадий Гершман упомянул особую экономическую зону промышленно-производственного типа «Ростовская», которая появилась на базе Новочеркасского индустриального парка. Создать ее поручил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. В марте 2024-го заявлялось, что на ОЭЗ готовы работать восемь компаний, планирующих инвестировать в новые производства 8,6 миллиарда рублей и создать около 800 рабочих мест.
Власти объясняли, что ОЭЗ должна способствовать развитию обрабатывающей промышленности, туризма, портовой инфраструктуры и «высокотехнологичных отраслей экономики».
— Мы можем говорить об особой экономической зоне. Но если на сегодняшний день резидентов там можно посчитать по пальцам, это показатель того, что площадка недостаточно привлекательна для предпринимателей, уровень льгот и субсидий и поддержки недостаточны.
Для компаний, работающих в особой экономической зоне, предусмотрены таможенные преференции, налоговые льготы и снижение арендных платежей. Например, в течение 10 лет с момента постановки имущества на учет компании не платят за него налог, с момента получения прибыли налог с нее в федеральный бюджет составляет не 3%, а 2%, не нужно платить земельный налог в течение пяти лет с момента регистрации права собственности.
Новочеркасский индустриальный (промышленный) парк занимает 310 гектаров, его управляющая компания — «НИП-Сервис». Создан в 2015 году на базе Новочеркасского завода синтетических продуктов. На территории парка локализованы производства 11 компаний, которые занимаются промышленным производством. Всего размещено 67 резидентов, среди них компании «Бонум», Новочеркасский завод олеохимии, Завод кузнечно-прессовых изделий, «ГазМаш» и другие.
В конце 2023 года Василий Голубев заявил, что в особой экономической зоне под Новочеркасском за пять лет планируют построить 50 заводов. На сохранение мер поддержки бизнеса в проекте бюджета Ростовской области на 2024–2026 годы заложили 14 миллиардов рублей.