Ростов 161 - Городской портал Дона

Администрация хочет снести старинный дом, с живущими там людми

Дом покрывают трещины.

Вековые стены доходного дома Калугина на Соколова, 6 в Ростове застали царскую и советскую власть, пережили Гражданскую и Великую Отечественную войны. Но теперь их ждет разрушение — администрация вписала здание в «расстрельный список» домов, определенных под снос из-за аварийного состояния. Корреспондент побывал у дома, изучил его состояние и побеседовал с его жителями.

Жилой многоквартирный дом на Соколова, 6 располагается в пяти минутах ходьбы от правительства. Здание, построенное в 1910-х годах, представляет собой трехэтажный дом с обширным внутренним двором. Сейчас и фасад, и внутреннюю стороны дома уродуют крупные трещины — удалось насчитать как минимум шесть серьезных, помеченных специальными маяками. С помощью этих маяков отслеживают, как быстро дом расходится на части.

— Здесь бабушка жила, мне рассказывала, — вспоминает жительница дома Людмила. — Во время войны часть дома обрушилась. После войны ее отремонтировали. С тех пор здание ни разу не трогали, капитального ремонта не было. А как построили бизнес-центр «Пять морей» (находится ниже по улице, небоскреб сдали в 2012 году. — Прим. ред.) — начала потихоньку сползать вся постройка. У нас постоянно течет под фундамент канализация — то тут латка, то там.

Людмиле вторит соседка, Ольга: когда во дворе занимались дорожными работами, натыкались на кирпичи имперской кладки. Здание строилось серьезно и надолго. Причем, как следует из сообщений администрации, когда дом приватизировали — он был в прекрасном состоянии, говорят жильцы дома.

Но в 2021 году администрация решила изъять дом на Соколова, 6 в муниципальную собственность. Причина? «В связи с неисполнением собственниками помещения требования о сносе многоквартирного дома», — следует из определения Кировского суда.

— В судах мы просили компенсацию получить за непроизведенный капремонт, — говорит Людмила. — Власти пишут, что на дату признания дома аварийным он не требовал капитального ремонта. Дому столько лет — а ему не требовался капитальный ремонт? И его сразу же просто признали аварийным? Ну это же бред!

Причем жильцам дома, в первый раз, «по рыночной стоимости» оценили каждый квадратный метр квартиры в 60 тысяч рублей. По словам наших собеседниц, уже тогда цены в центре доходили до 100 тысяч рублей. Губернатор региона Василий Голубев приезжал на Соколова в феврале 2022 года — обещал переоценку. В итоге сделали 84 тысячи рублей за квадрат. Жильцы рассчитывали на большее — и пошли в независимую экспертизу.

— Раньше по кадастру земля стоила 110 миллионов. Позже — 53 миллиона. А теперь — 21-23 миллиона, — сетует Ольга. — О чем тут говорить?

По словам Людмилы, цена за ее квартиру падает соответственно. Если раньше она стоила 3 миллиона, то сейчас около 600 тысяч рублей.

Причем продать по старым ценам квартиры не удалось. В 2022 году жильцы подписывали согласие на продажу дома: они были, в принципе, согласны на эти деньги. Но требовали, чтобы им их выплатили в течение двух месяцев.

— Прошел год с тех пор. Они нас вызывают, говорят: «Вы писали согласие, но нужно его переписать, год прошел, и денег мы не нашли». А мы говорим: «Зачем? Дайте нам деньги и все». В итоге пришлось переписывать заявление. И опять ничего не дали, — говорит Ольга.

По словам Людмилы, группа местных жителей после этого написала заявление и отказалась от соглашения — в связи с ростом цен на рынке на квартиры и несвоевременную выплату. С тех пор продолжаются суды между жильцами дома и администрацией. Они требуют выплатить им справедливую цену за квадраты.

— Будем продолжать судиться, — говорит Ольга. — Надо будет — будем писать дальше, в вышестоящие инстанции. Наняли адвокатов, они этим занимаются. А насчет сноса — нам в принципе уже все равно. Потому что в любом случае они приняли решение.

13:55