Памятная доска в честь поэтов Заозерной школы появится в Танаисе
Активисты регионального отделения ВООПиК планируют разместить ее на железнодорожной платформе остановки электрички «Танаис».
О феномене «Заозерной школы» - явлении не только поэтическом, но и мировоззренческом — написано много. Начало ему было положено в 80-е годы прошлого века, когда в стране царил застой. Именно тогда директор археологического музея-заповедника «Танаис» Валерий Чеснок, романтик и фантазер, влюбленный в археологию, приютил в музее группу молодых поэтов, неформалов, как сказали бы сегодня. Чеснок предоставил им работу по душе, кров и возможность писать стихи, не заботясь о пропитании. А еще - без оглядки на времена и обстоятельства.
Днем поэты трудились как музейные работники - склеивали черепки античных амфор, ворочали камни из местного ракушечника на строительстве Башни поэтов. А вечером — непременный костер, чтение стихов, гитара. Поэты делили общие кров и стол, умудрялись не ссориться из-за женщин, посвящали друг другу стихи. Это было настоящее братство без творческой зависти, впоминают очевидцы.
И вся эта жизнь совсем не походила на городскую, где встречаться можно было лишь на крошечных кухнях, в творческих мастерских, а когда приютиться было совсем негде — под трибунами стадиона «Труд» . Трудно сказать, как развивался бы талант основателей Заозерной школы - Геннадия Жукова, Виталия Калашникова, Игоря Бондаревского, Владимира Брунько, Владимира Ершова, - не окажись в их жизни Танаиса.
Просторы скифских степей и камни античных руин, где жили или часто бывали основатели Заозерной школы, стали для них своеобразным «местом силы», где творилось легко — как дышалось. Особая атмосфера музея-заповедника и многочисленные праздники, на которые съезжалась из Ростова творческая богема, стали настоящей платформой для выступлений поэтов, дали им возможность прямого контакта с почитателями их стихов, об издании которых в 80-е годы и мечтать было невозможно. Единственным изданием, которое назвало основателей «Заозерной школы» поэтами, была наша газета. Тогда тона называлась «Комсомолец». Мы даже организовали дискуссию о судьбах поэзии, собрав в одном зале неформалов и официальных лиц. Жуков, Калашников, Бондаревский смогли выступить, а официальные лица их слушали!
Лишь на сломе эпох, в 1990 году в Ростове был выпущен единственный сборник их поэзии советского периода, который так и назывался - «Ростовское время».
Годы спустя стало ясно, что творчество «тусовки отщепенцев», как именовали танаиских поэтов в 80-е годы литературоведы и критики, - явление из ряда вон выходящее.
В нынешнем году после выхода в свет книги их стихов «Эхо тысячи концертов» о Заозерной школе заговорили вновь.
Составитель поэтического сборника, активист ВООПИиК и писатель Игорь Ситников считает:
- Книга задумывалась как общественный благотворительный проект — и он удался. На вырученные от реализации книги деньги мы хотим заказать мемориальную доску. На черном граните будет высечено: «Здесь, под античным небом Танаиса в 80-х годах ХХ века жили, работали и писали стихи основатели Заозерной школы поэзии - Геннадий Жуков, Виталий Калашников, Игорь Бондаревский и их замечательные друзья-поэты».
Мало кто знает, что на местном Недвиговском кладбище упокоились Геннадий Жуков, Виталий Калашников, Владимир Ершов, ушедшие из жизни трагически и раньше срока — как и положено поэтам. Их участь разделил и талантливейший Александр Брунько. Но живы и творчески активны Алексей Евтушенко и Игорь Бондаревский.
Объединение поэтов из Танаиса теперь часто называют литературно -экологическим андеграундом Юга России, а стихи поэтов Заозерной школы ныне признаны поэзией высокой пробы.
Об этом же будет напоминать и мемориальная доска, размещенная на платформе остановки электрички «Танаис», мимо которой ежегодно проходят тысячи туристов, направляющиеся в музей-заповедник.
Переговоры с руководством Мясниковского района о ее установке ведет председатель регионального отделения ВООПИиК Александр Кожин.