Монако – Дон: по звездному мосту
В донской столице – первая выставка художников из Монако.
«От Монако до России».
Москва – Ростов – Париж – таков ее маршрут. Выставку «Монако. Истории художников» придумали два известных далеко за пределами княжества мастера: Жерар Петтити и Клод Ростишер. Правитель их государства – князь Альбер II – назвал эту выставку посланницей Монако в России. В Ростове она демонстрируется в областном музее изобразительных искусств. В церемонии ее открытия участвовала чрезвычайный и полномочный посол Княжества Монако в России Мирей Петтити.
После первой презентации выставки (она прошла в Московском музее современного искусства) у Жерара Петтити и Клода Ростишера появился новый титул. Они стали почетными зарубежными членами Российской академии художеств.
«Монако. Истории художников» – это целый выставочный проект, который знакомит с творчеством шести мастеров. Ведь большой раздел выставки ее создатели посвятили своим старшим современникам. Той великолепной четверке, творческие достижения которой – гордость жителей княжества. Это художник и выдающийся керамист Альбер Диато, художник Луис Мольне, поэт и музыкант Лео Ферре, режиссер и драматург Арман Гатти.
«Не я ли тот измученный казак?»
Это – строка из стихотворения Жерара Петтити. Или, вернее, из его дневника. Дневник Жерара – это не только его зарисовки. Это размышления и впечатления в стихах и прозе. Он приезжал в наши края в прошлом году. И тогда, в один из апрельских дней, в его дневнике появилась такая запись:
Измученная душа, темно-синяя,
как Дон, –
Прошлой ночью в Ростове.
Муза, не я ли тот
измученный казак,
которого даже смерть
больше не берет?
Представленные на выставке работы Жерара Петтити создают образ эмоционально чуткого человека, который часто бывает ироничен. Он неравнодушен к происходящим в мире событиям.
Одним из самых больших его потрясений стало 11 сентября 2001 года. Трагедии, которая произошла в тот день в Нью-Йорке, художник посвятил серию работ «Потерянные ангелы».
На ряде других работ Петтити можно увидеть животных, которые наделены человеческими привычками. (Недаром увлекался когда-то баснями Лафонтена). Под одним из таких изображений (обезьяна в темных очках и наушниках) – ироничная надпись: «Селфи обезьяны. Автопортрет».
– Еще в давние времена возникла такая мысль, что человек – это обезьяна Бога. Не являются ли ваши работы вариациями на эту тему? – спрашиваю Жерара.
– Мне бы хотелось, чтобы взглянув на эти изображения, люди задумались о том, от кого они произошли и к чему пришли, – отвечает художник.
Есть вопросы, которые он задает своим зрителям напрямую. Предлагает коротенько так, на небольшом листочке, сообщить свое представление о счастье и то, каким видится будущее молодых поколений. Ответ поместить в бутылку. Тара в зале.
Турнесоль, разумный и бессмертный
В творчестве Клода Ростишера, старшего коллеги Жерара, были разные периоды. Работал сценографом, увлекался изображением человеческих толп, мурмураций скворцов – это когда летящая стая образует в небе диковинные фигуры.
На выставке в Ростове – работы из серий «Пейзажи», «Подсолнухи», «Небеса».
Тема подсолнухов для многих, особенно в Западной Европе, ассоциируется прежде всего с творчеством Ван Гога. Вероятно, Клода Ростишера так часто спрашивают, почему он пишет портреты этого «вангоговского» растения, что художник даже приготовил объяснение. Поместил его на страницах изданного в рамках этого выставочного проекта альбома: «…как можно устоять перед этой многоцветной бесчисленностью, перед ослепительными красками, контрастами и излучаемым подсолнухами теплом?»
В Ростове художник услышал, пожалуй, самый неожиданный вопрос на эту тему. Одна из первых посетительниц выставки, во-первых, сообщила Ростишеру, что подсолнух – это наш, донской цветок, и потому «подсолнуховый зал» оставить дончанина равнодушным уж точно не может. А, во-вторых, попросила определить разницу между донскими полями подсолнухов и теми, которые на его родине.
Г-н Ростишер донских полей подсолнуха увидеть не успел, но предположил, что они больше. Но сами подсолнухи – это в его глазах всегда чудо: создают впечатление разумных существ. И, вероятно, бессмертны.
Кстати, их французское название – турнесоль. То есть движущиеся за солнцем.
Но тема, которая больше всего сегодня притягивает Клода Ростишера, – это небеса. Его одноименный холст (два на два метра) в ростовском музейном зале посетители сразу же превратили в фотозону.
Откуда «звездный стакан»?
Зал, где размещены работы Жерар Петтити, открывает цитата Велемира Хлебникова:
И, похоронив времен останки,
Свободу пей из звездного
стакана.
Рядом – комментарий Жерара: «Как бы хотелось мне, скромному художнику, обладать такой же уверенностью поэта».
Интересуюсь, как Петтити познакомился с поэзией Хлебникова, и оказывается, что этот вопрос словно указательный знак: «Переход в историю Армана Гатти».
…В уже далеком 1961 году режиссер Арман Гатти стал призером Московского международного кинофестиваля. Бывший участник движения Сопротивления Арман Гатти снял ленту о мужестве заключенных концлагеря. Их тюремщики решили позабавиться боем новых «гладиаторов»: немца-коммуниста и еврея, сообщив немцу, что он должен убить еврея. Но заключенные решили переиграть эсэсовцев…
Жюри и зрителей впечатлила не только эта драма, но и то, что Гатти, бежавший в свое время из фашистской неволи, сказал при вручении награды фестиваля:
– Здесь, рядом со мной, должен был стоять русский солдат Мышкин. Он был моим другом в концлагере. Он погиб. Последние слова его были: «Они боятся нас».
Долгие годы спутницей жизни Армана Гатти была Элен Шатлен. Ее отец – французский протестант, до Октябрьской революции жил в Петербурге. Мать – из Украины.
Элен перевела на французский язык множество русских классиков и современников. Благодаря ей Гатти узнал и полюбил поэзию Хлебникова, стал знакомить с ней своих друзей.
В конце 1970-х Гатти и Шатлен организовали во Франции, в Тулузе, фестиваль русской культуры. Там звучал и Хлебников, и Маяковский, показывали фильмы Эйзенштейна.
Наверно, имя Армана Гатти было бы у советских людей на слуху, если бы не его с Элен активная поддержка советских диссидентов. Элен вошла во французский комитет по их приему. Арман Гатти поставил с их участием спектакль «Гадкий утенок, который летел против ветра». Понятно, что о таких событиях в советских СМИ не сообщали.
С надеждой на продолжение
Грейс Келли, голливудская звезда, ставшая супругой правителя Монако, авторалли «Формула-1», казино, международный цирковой фестиваль. Вот, пожалуй, первые ассоциации, которые вызывает у россиян слово «Монако». Кто-то, возможно, вспомнит еще, что именно с этим княжеством связана история становления Балета Сергея Дягилева.
Проект «Монако. Истории художников» способствует увеличению этой ассоциативной цепи.
А для жителей Монако в подобный ассоциативный российский ряд, возможно, входят «казаки».
– Мы помним, как донские казаки у нас выступали, – говорит Жерар Петтити.
Художнику явно вспоминается ансамбль казачьей песни и пляски «Донское сияние» из Шолоховского района. 2015 год в Монако был объявлен Годом России. Донской казачий коллектив вошел в число участников культурной программы и зажигал в княжестве на Масленой неделе. Дал больше двадцати концертов, о чем сообщала тогда наша газета.
На открытии выставки «Монако. Истории художников» с обеих сторон (нашей и наших гостей) звучали надежды на то, что укрепление культурных связей между княжеством и Ростовской областью продолжится, а сотрудничество в этой сфере войдет в традицию.
Познакомиться с этой выставкой в Ростове можно до 22 сентября. Потом она переедет в Русский православный культурно-духовный центр в Париже.