"Омикрон": март станет переломным месяцем

Актуальная тема для всех: что все же с ковидом? Вроде по числу госпитализированных идем на спад. Но пандемия, как сейчас уже совершенно ясно, заставила нас обратить внимание на базовые проблемы медицины и фармпроизводства. Подробно тему обсуждали на Совете при президенте России по науке и образованию. О лекарствах говорили уже предметно.
«Отчасти мы имеем примеры успешного выведения лекарственных препаратов непосредственно в текущей пандемии. И Россия имеет на самом деле самое большое количество противовирусных препаратов именно благодаря слаженному действию разобщенных каких-то организаций. На самом деле мы показали возможность сплочения. Это очень-очень важно. Нам необходимо наладить уже разработанные субстанции, внедрить их непосредственно в практику на очень высоком уровне», – отметил Дмитрий Пушкарь, академик РАН.
С каждой новой волной у людей появляется все больше антител к коронавирусу. С каждой вспышкой коллективная защита становится сильнее. Это связывает руки вирусу. Он добреет, уже не вызывая тяжелого течения болезни, но при этом становится все быстрее и быстрее, чтобы успеть заразить тех, у кого еще нет иммунитета. И вакцина – самый безопасный вариант защиты.
«Стена иммунитета» могла быть крепче. С прививками подкачали. Пока народ раскачивался, пробивной «омикрон» стал заражать сотни тысяч людей. Пик преодолела только Москва – заболеваемость идет на спад, за неделю статистика новых случаев снизилась почти на четверть. В остальных регионах страны уже четыре недели подряд продолжается уверенный рост. Общее число заболевших по стране каждый день – плюс 200 тысяч.
«Пандемия развивается, и график это показывает отчетливо, как лесной пожар. И в тех регионах, где быстрее закончатся дрова или восприимчивые и наивные люди, там быстрее закончится пандемический подъем. Коллективный иммунитет к „омикрону“ должен быть на уровне 90%. Его нет», – заявил Александр Горелов, заместитель директора Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии Роспотребнадзора.
Но ключевой показатель – число госпитализаций. По этим данным сегодня оценивают эпидобстановку. В Москве замедляется, в регионах растет. На Урале, в Поволжье, Сибири – самые высокие показатели. Из центра России устремляется на Дальний восток. Загрузка больниц достигла максимального уровня осенней волны. Пожилых по-прежнему больше всего среди пациентов.
«Да 95% процентов могут получать лечение в амбулаторных условиях, но 5% от 200 тысяч – нет. Эта цифра значительная, она по-прежнему говорит о том, что есть значительная нагрузка не только на амбулаторное звено, но и на стационары», – отметил Горелов.
В Мордовии, как и по всей России, заболеваемость взлетела. В реанимации республиканской больницы свободных мест сегодня нет. Пациенты тяжелые не столько по ковиду – у них есть сопутствующие патологии: критическое состояние сердца, отказывающие почки, инсульты...
В приемном покое – неиссякаемый поток пациентов. За последнюю неделю он вырос втрое.
«При „омикроне“ очень высокая интоксикация: это выраженные головные боли, очень тяжелый, надсадный кашель. У пациентов с сердечной патологией изменение гемодинамики идет, нарушение сердечного ритма. Расслабляться пока рано», – рассказала Елена Ларина, заведующая приемным отделением ГБУЗ Республики Мордовия «РКБ имени С. В. Каткова».
С приходом нового штамма работы у хирургов инфекционного госпиталя стало больше: сюда переводят пациентов с выявленным ковидом из чистых стационаров. Такие случаи стали частыми: больного готовят к операции, но приходит положительный ПЦР.
«Если можно не оперировать, нужно ждать, потому что коронавирусная инфекция и хирургические болезни – вещи несовместимы», – отмечают медики.
«Омикрон» наступает, «дельта» сопротивляется. По оценке эпидемиологов, в Мордовии сегодня эти два штамма бьются на равных – 50 на 50.
— Все, кто поступают в стационар, неужели невакцинированные?
— 95 % – это невакцинированные либо неревакцинированные вовремя, то есть через шесть месяцев. Дальше напряженность иммунитета снижается. Соответственно, его нужно чем-то подстегнуть, – пояснил Вячеслав Щапов, главный врач республиканской клинической больницы им. С.В. Каткова.
На работу терапевт Татьяна Бойкова всегда добирается общественным транспортом. Уже пятый коронный выход вируса с короной здесь как будто не замечают. В его опасность перестали верить – расслабились.
«Очень многие люди не соблюдают масочный режим. Смотришь и думаешь: не сегодня, так завтра вы придете к нам на прием. Кто-то в легкой форме перенесет, кто-то тяжело переболеет. Это все идет из-за того, что люди не вакцинируются», – считает терапевт.
Вакцинация в Мордовии сбилась с ритма. Как только одна волна стихает, процедурные кабинеты сразу пустеют. Но даже накопленный иммунитет помогает системе здравоохранения республики пройти эту волну мягче.
«Все боялись, что что-то произойдет с организмом, нас чипируют. Я говорю: ни у кого рога не выросли, уши не отпали. Необходима повторная вакцинация, тогда волна протекает легче», – говорит Олег Маркин, министр здравоохранения Республики Мордовия.
Коронавирусная инфекция становится управляемой. Сегодня кроме вакцины с доказанной эффективностью появились противовирусные препараты направленного действия. На саранском заводе «Биохимик» с конвейера выходит «Молнупиравир».
«Принцип действия препарата состоит в том, что он блокирует фермент, с помощью которого вирус размножаются. И у него в этом ферменте есть свои уникальные мишени. Он справляется с вирусом всего за пять дней», – сказал Петр Белый, председатель совета директоров ГК «Промомед».
Принцип действия «Молнупиравира» заключается в том, что он вносит ошибки в генетический код вируса, тем самым не дает ему размножаться.
«Вирус, когда попадает в организм и прикрепляется к какой-то клетке, сразу проникает в клетку, начинает размножаться. „Молнупиравир“ направлен на то, чтобы этот процесс размножения в ранние сроки прервать», – подчеркнула Наталья Селезнева, руководитель Центра повышения квалификации врачей и переподготовки специалистов, доцент кафедры госпитальной терапии Медицинского института МГУ им. Н.П. Огарева.
Разработкой этого лекарства одновременно занимались российские ученые, британцы и американцы. Они первыми зарегистрировали этот препарат еще в конце ноября прошлого года. По ограниченным квотам и завышенным ценам продавали в Россию. В истории уже была похожая сделка. В военном 1944-м американцы поставляли Советскому Союзу пенициллин по 4 доллара 40 центов за ампулу. Тогда было принято решение о строительстве семи заводов по производству отечественного антибиотика. И современный «Биохимик» стал одним из тех предприятий.
В 1969 году в центре Парижа красовалась рекламная вывеска: лучший в мире русский пенициллин изготовляется на заводе медицинских препаратов в городе Саранске. Теперь на этом заводе выпускают прорывной препарат для лечения ковида «Молнупиравир». Никакой зависимости от иностранных поставщиков.
«Его преимущество в хорошей переносимости. Он может использоваться, даже если мы не уверены в том, что это коронавирусная инфекция. А мы видим симптомы общие для любой респираторной вирусной инфекции: кашель, насморк, недомогание, боль в горле», – говорит Лариса Балыкова, директор Медицинского института, заведующая кафедрой педиатрии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», член-корреспондент РАН.
«Омикрон» остается опасным вирусом, особенно для непривитых. Эпидемиологи уверены: ему на смену придет новый штамм. Так будет продолжаться до тех пор, пока 80% населения Земли не будут провакцинированы. И Россия готова в этом участвовать.
— Для этого надо прекратить всякое политиканство. Дать всем хорошо себя зарекомендовавшую в эпидемическом плане вакцину, свободный доступ на мировой рынок. Это будет прямое решение и спасение сотен тысяч, а может быть, миллионов человеческих жизней, – уверен Александр Гинцбург, директор НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи, академик РАН.
– Иначе вспышки будут происходить в густонаселенных регионах?
– Безусловно, и такие уже регионы земного шара мы с вами прекрасно знаем: это Южная Африка и, по всей видимости, юго-восток Азии.
«Страны, которые трудно заподозрить в горячей любви к Российской Федерации, все равно же признают, они хоть какую-то независимость в своих суждениях сохранили, как та же Австралия. Взвесили все „за“ и „против“, признали эффективность работы „Спутника“. Увы, история с взаимными непризнаниями вакцин, сертификатов логики никакой не имеет. Российская вакцина и в одном государстве, и в другом, на этом континенте и на том – везде работает. Пробовали. Нет, давайте мы еще рассмотрим, еще посмотрим. Ну, бред же!» – считает Александр Семенов, руководитель Екатеринбургского научно-исследовательского института вирусных инфекций центра «Вектор» Роспотребнадзора.
Март станет переломным месяцем в борьбе с «омикроном». Волна должна пойти на спад. Как дальше будет развиваться пандемия, зависит от охвата вакцинацией. Лучше профилактика, чем лечение.