Как выглядит Театральный спуск спустя пять лет после крупного пожара
В этот день в исторической части Ростова-на-Дону случился крупный крупный пожар, в результате которого сгорели десятки жилых домов. Возгорание стало самым крупным за последние 20 лет. В пятилетнюю годовщину пожара Rostov.ru сделал фоторепортаж с места событий. Восстанавливаем картину событий того дня и показываем, как сейчас выглядит Театральный спуск.
В района дома № 33 на улице Нижегородской утром 21 августа 2017 года вспыхнул огонь. Из-за сильного ветра, жары и плотной застройки пламя быстро начало распространяться на другие постройки. За считанные минуты площадь пожара возросла до нескольких тысяч квадратных метров. На место выехали спасатели. В это время жители в ужасе бежали из своих домов, задыхаясь от едкого дыма. В Ростове был введён режим ЧС, развёрнут оперативный штаб. Пожар тушили 4 вертолёта Росгвардии, самолёт МЧС и 1 пожарный корабль. На месте работало 212 единиц техники и 432 человека спасателей.
В результате полностью сгорели 125 жилых домов, оказались повреждены 39 квартир в многоэтажных домах, а потерпевшими признаны более 600 человек. В пожаре погиб 76-летний пенсионер, который не смог выбраться из горящего дома. Травмы и ожоги получили 45 человек, из них пятеро обратились в больницу.
Основной версией случившегося стало короткое замыкание воздушных линий электропередач, которые эксплуатировались с нарушениями всех пожарных норм. Искры короткого замыкания попали сначала на несанкционированную свалку мусора, затем на сухую траву, а затем огонь перекинулся на постройки. Однако владельцы сгоревшего жилья считают, что причиной возгорания стал поджог.
— Да, ходили тут какие-то мужчины в черных куртках с черными рюкзаками, — рассказала свидетельница пожара Лидия. – Ко мне конкретно не обращались, но многие говорят, что предлагали им продать дома, но платили мало. Люди отказывались, а те отвечали: Лучше вас сжечь». Я в короткое замыкание не верю.
Несмотря на это, за основу взяли версию о коротком замыкании. И даже нашли виновных. На скамье подсудимых оказались заместитель главы администрации Пролетарского района Марина Беляева и двое электриков. Марина Беляева обвиняется в халатности, а Игорь Безземельный и Павел Трунов — в причинении смерти по неосторожности и непредумышленном уничтожении имущества.
Оставшиеся без крыши над головой погорельцы в течение нескольких лет судились с администрацией. Людей не устраивали условия получения нового жилья взамен того, что сгорело в центре города. Некоторые так и не дождались от властей помощи — одних приютили родственники, другим купить квартиру помогли друзья.
Как же сейчас выглядит место, где сотни ростовчан потеряли не только свое имущество, но и здоровье?
Театральный спуск всегда был районом контрастов — на фоне новомодных высоких построек очень выделялись ветхие и покосившиеся от времени дома коренных ростовчан. После страшного пожара в 2017 году эта улица и вовсе стала памятным местом, потому что там до сих пор стоят здания, которые не дают забыть о происшествии.
Трудно представить, что еще пять лет назад тут кипела жизнь. Сейчас историческая часть Ростова больше похожа на место ожесточенных боев. Проходя по некоторым кривым улочкам, в глаза бросаются полуразрушенные, в черной саже конструкции. За это время они полностью заросли и превратились в свалку. Обугленные «коробки» стали пристанищем для асоциальных и бездомных людей. Среди разрушенных зданий кое-где валяется обгоревшая мебель и детские игрушки.
— Постоянно ходят тут, ночуют, раскидывают и жгут мусор, — рассказывает женщина, живущая напротив сгоревшего здания, — Из-за большого количества мусора, крысы бегают постоянно, змеи ползают. Неприятно это конечно наблюдать, хотя уже и привыкли за пять лет.
Есть и улицы, на которых почти не осталось жилых домов. В Чувашском переулке не встречается практически ни одного целого здания — видны лишь стены и некоторые конструкции бывших домов. А вот на улице 7 февраля, которая также пострадала от пожара, сгоревшие дома соседствуют уже с новыми отстроенными.
Какая судьба ждет Говнярку до сих пор остается неизвестным. Были разговоры о том, чтобы создать здесь большую пешеходную зону, которая связала бы набережную и Большую Садовую — главную улицу города. Над эспланадой также хотели пустить канатную дорогу. За пять лет ни один проект так и не был реализован, а виновные в чудовищном пожаре не наказаны, а может даже и не найдены...